Родителям

Летний оздоровительный период

развернуть

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 дня (с 1 июня по 31 августа).

Деятельность учреждений дошкольного образования в летний период направлена на решение следующих задач:  

  1. формирование культуры здоровья детей раннего и дошкольного возраста посредством организации и проведения комплекса мероприятий, в том числе создания здоровьесберегающей предметно-развивающей среды, направленных на повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников, в том числе с ОПФР;
  2. воспитание культуры безопасности жизнедеятельности на основе практического применения детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе с ОПФР, правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций в различных видах детской деятельности;
  3. формирование основ эстетической культуры воспитанников средствами музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.

Во время летних каникул занятия с воспитанниками не проводятся. При этом в образовательный процесс включаются мероприятия физкультурно-оздоровительной (утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; физкультурные досуги, праздники, дни здоровья; закаливание) и художественно-эстетической направленности (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора), которые проводятся с воспитанниками ежедневно на улице за исключением неблагоприятных метеорологических условий (дождь, сильный ветер и пр.).

свернуть

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования (далее – УДО) Воложинского района

развернуть

Неотъемлемая часть культуры

развернуть

О РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОРМ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА

ВО ВРЕМЯ ЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Как часто, наблюдая за обще­нием взрослого с ребёнком, мы слы­шим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребёнок», «Так должен поступать культурный ребё­нок». Можно бесконечно долго перечислять подобные примеры. Этикет, правила поведения не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, они меняются от эпохи к эпохе, жи­вут в пространстве и времени.

И, тем не менее, каждое новое по­коление строит свою жизнь на основе того, что создали старшие. Меняются вкусы, привычки, манеры, но какие-то главные ценности свято хранятся. В перечень таких ценностей можно внести правила этикета. Сколько уж минуло веков, а люди всё ещё ценят и вежливость, и такт, и умение быть при­ятным собеседником, и умение вести себя за столом. Знание этикета — один из принципов воспитанности.

Всем известно пожелание «Прият­ного аппетита!». Красивая сервиров­ка, вкусно и аппетитно оформленные блюда, спокойная обстановка — всё это создаёт психологический ком­форт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего ап­петита, но и для формирования навы­ков культурного поведения за столом. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.

Несмотря на банальность заявлен­ной темы, мы уверены: она остаётся актуальной и сегодня. Наблюдения по­казывают: без специальной подготов­ки воспитателей, без систематической работы процесс формирования навы­ков поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести себя так, как привыкли сами).

Поэтому дети не знают, куда деть лок­ти, как обойтись с использованной бу­мажной салфеткой и сколько раз её мож­но брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, куда положить вилку, если стол сервиру­ется без ножа и многое другое.

Поведение человека во время приёма пищи регулируется правилами столо­вого этикета, поэтому для успешного овладения детьми ролью культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам.

В дошкольном учреждении обуче­ние детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приёма пищи. Они знакомятся с раз­ными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими.

Опираясь на особенности дошколь­ного возраста, мы определили этапы овладения правилами столового эти­кета.

1-й этап. Знакомство с пра­вилами этикета, корректировка имеющихся знаний. Обучение этим правилам сотрудников дошкольного учреждения.

Детям в игровой ситуации объясня­ют, как нужно ставить ноги, куда класть руки, какой должна быть спина. Пусть ребёнок ненадолго примет правиль­ную позу, но это уже станет образцом для подражания, своеобразным опы­том, который поможет ему вспомнить правильную позу при словесном напо­минании взрослого.

Конечно, эту работу можно про­водить и непосредственно во время приёма пищи. Но мы твёрдо убежде­ны: знакомство с правилами должно происходить на занятии. Во время приёма пищи физиологические потребности ребёнка преобладают над всеми остальными, и ему совершенно не хочется слушать и запоминать пра­вила. Поэтому первостепенную роль мы отводим специально организован­ным занятиям.

Чтобы создать атмосферу общей культуры и красоты, разработали план занятий семинара с сотрудниками по обучению правилам столового эти­кета.

2-й этап. Создание необходи­мой материально-технической базы и развивающей предметной среды: аудио- и видеоаппаратура; наборы красивой современной посуды и сто­ловых принадлежностей: белоснеж­ные скатерти, салфетки, вазочки для цветов, подставки для бумажных сал­феток.

3-й этап. Закрепление знаний (сюжетно-ролевые и дидактические игры, создание специальных ситуа­ций, другие виды занятий (по изо­бразительной деятельности, познава­тельные, музыкальные), праздники и развлечения («День рождения», «День смеха» и др.), традиции группы: «Слад­кий стол», «Чаепитие с родителями», игры на развитие мелкой моторики и координации движений.

4-й этап. Самостоятельное вы­полнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоя­тельствами (организация работы в центрах этикета).

Таким образом, система нашей ра­боты по формированию норм культурного поведения ребёнка за столом построена на соблюдении следующих принципов:

• Основные правила столового этикета адаптированы к дошкольно­му возрасту, оформлена методическая разработка по теме «Этикет — наш друг и помощник».

• Обучение строится с учётом воз­раста детей, начинается с трёхлетнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе.

• В целях закрепления полученных знаний и умений используются специ­альные уголки этикета.

• Широкая просветительская рабо­та среди родителей.

• Компетентность всех сотрудников по вопросам столового этикета.

Мода постоянно меняется, поэ­тому несмотря на все её капризы, усвойте золотое правило и следуйте ему всегда: «Избегайте излишеств! Всё хорошо в меру». Такова одна из запо­ведей современного этикета, пришед­шая к нам из глубины веков. Этого же правила придерживаемся и мы в своей работе.

ЭТИКЕТ. К ТЕОРИИ ВОПРОСА

Этикет — важная часть общечелове­ческой культуры, нравственности, мо­рали. Научить ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности; относиться к другим так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему — простое ли это правило? В по­вседневной практике человеческие отношения далеки от идеала. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребён­ка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомы­ми людьми.

У каждой эпохи свой стиль, у каждо­го общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемле­мая часть культуры — этикет, склады­вающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Вос­питание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребён­ку, радуется ему — это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру.

Культуру еды часто относят к ги­гиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пишу.

Для воспитания этикетного поведе­ния необходимы следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя за­быть никого из воспитанников, для чего используются обращение по име­нам, похвала, призы и прочие спосо­бы, увлекающие детей.

2. Пример взрослых, прежде всего, воспитателя. Ребёнок наблюдает и оце­нивает взрослых. Действия воспитателя должны быть направлены на достиже­ние главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелатель­ной, дружеской обстановке.

3. Связь с семьёй — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемствен­ность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный, образованный человек.

Большую роль в обучении и воспи­тании поведенческой культуры играет родной язык Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребёнка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе дея­тельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогиче­ское руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельно­сти, учитывают возрастные и индивиду­альные особенности детей.

Принципы обучения: научное энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучен индивидуализация развития воспитанников.

  • Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих г вил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры ведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение. Детям даётся определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками, следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки резать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребёнком: ходимости и разумности такого использования столовых приборов.

3. Воспитывающие ситуации. Даются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом, или одной вилкой.

4. Поощрение. Проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка. Направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания. Является своеобразным наглядным пособием и необходим ребёнку. Им могутбыть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение. Необходим разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа. Помогает выяснить уровень знания детьми норм и поведения. Её разумнее проводить небольшой группой в 5—8 человек, где каждый ребёнок может высказать своё мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек воспитателю правильно её построить.

 

 

Журнал «Пралеска», № 2, 2009

свернуть