Родителям

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей раннего возраста.

развернуть

Родители делают ошибки в общении (как с логопедической, так и с психологической точки зрения.). Конечно, особенно грустно наблюдать, как некоторые мамы относятся к развитию речи ребенка. А ведь именно голос матери ребенок слышит и начинает различать, еще находясь в утробе.

Эти советы будут полезны не только родителям нормально развивающихся детей, но и особенно родителям детей с отклонениями в развитии, т.к. именно им нельзя упускать столь драгоценное время: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение интеллектуально-речевого развития.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Чтобы у ребенка формировались полноценные образы о предметах нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Делая что-либо по дому брать ребенка с собой, чтобы он видел действия взрослого, одновременно проговаривать названия этих действий. Манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают

Петь колыбельные. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности.

Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу (со 2-ой недели) массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Делать упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того, массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибать и разгибать. Делаю так 2-3 минуты ежедневно. Тем самым я воздействую на активные точки, связанные с корой головного мозга. Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, “проглатывать” окончания слов.

Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот - “бигимот”, носорог – “насарог”.

Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить. Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – “рукавички”, коробка из-под торта – “торт”).

Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Если вам не нравится, что ребенок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для малыша.

Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается “чувство языка”, а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.

Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, вместо слова "кошка" - "мяу".)

Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения “это” (например, “возьми это, ставь сюда”) называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой.

Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают.

Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому”. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что “ребенок просто отличается своим развитием” - наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

свернуть

Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования (далее – УДО) Воложинского района

развернуть

Распорядок дня

развернуть

 РАСПОРЯДОК ДНЯ

ВОСПИТАННИКОВ НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Процессы жизнедеятельности

Время

Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В учреждении дошкольного образования

Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

9.00- 9.25

Игры. Подготовка к занятиям

9.25 – 11.05

Занятие 1

  1. 30-9.55

Перерыв

  1. 55-10.05

Занятие 2

10.05-10.30

Перерыв

10.30-10.40

Занятие 3

10.40-11.05

Подготовка к прогулке, прогулка

11.10-12.00

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к обеду. Обед.

12.10-12.40

Сон

  12.40-15.05  

Подъем, гигиенические процедуры, самостоятельная двигательная деятельность

15.05-15.20

Полдник

15.20-15.30

Кружковая деятельность

15.30-16.15

Подготовка к прогулке. Прогулка, игры

16.55-18.00

Уход детей домой

18.00

Дома

 

Прогулка

19.00-20.15

Возвращение с прогулки, легкий ужин, гигиенические процедуры, подготовка к ужину

20.15-20.45

Ночной сон

20.45-6.30

свернуть

Неотъемлемая часть культуры

развернуть

О РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОРМ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА

ВО ВРЕМЯ ЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Как часто, наблюдая за обще­нием взрослого с ребёнком, мы слы­шим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребёнок», «Так должен поступать культурный ребё­нок». Можно бесконечно долго перечислять подобные примеры. Этикет, правила поведения не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, они меняются от эпохи к эпохе, жи­вут в пространстве и времени.

И, тем не менее, каждое новое по­коление строит свою жизнь на основе того, что создали старшие. Меняются вкусы, привычки, манеры, но какие-то главные ценности свято хранятся. В перечень таких ценностей можно внести правила этикета. Сколько уж минуло веков, а люди всё ещё ценят и вежливость, и такт, и умение быть при­ятным собеседником, и умение вести себя за столом. Знание этикета — один из принципов воспитанности.

Всем известно пожелание «Прият­ного аппетита!». Красивая сервиров­ка, вкусно и аппетитно оформленные блюда, спокойная обстановка — всё это создаёт психологический ком­форт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего ап­петита, но и для формирования навы­ков культурного поведения за столом. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.

Несмотря на банальность заявлен­ной темы, мы уверены: она остаётся актуальной и сегодня. Наблюдения по­казывают: без специальной подготов­ки воспитателей, без систематической работы процесс формирования навы­ков поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести себя так, как привыкли сами).

Поэтому дети не знают, куда деть лок­ти, как обойтись с использованной бу­мажной салфеткой и сколько раз её мож­но брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, куда положить вилку, если стол сервиру­ется без ножа и многое другое.

Поведение человека во время приёма пищи регулируется правилами столо­вого этикета, поэтому для успешного овладения детьми ролью культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам.

В дошкольном учреждении обуче­ние детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приёма пищи. Они знакомятся с раз­ными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими.

Опираясь на особенности дошколь­ного возраста, мы определили этапы овладения правилами столового эти­кета.

1-й этап. Знакомство с пра­вилами этикета, корректировка имеющихся знаний. Обучение этим правилам сотрудников дошкольного учреждения.

Детям в игровой ситуации объясня­ют, как нужно ставить ноги, куда класть руки, какой должна быть спина. Пусть ребёнок ненадолго примет правиль­ную позу, но это уже станет образцом для подражания, своеобразным опы­том, который поможет ему вспомнить правильную позу при словесном напо­минании взрослого.

Конечно, эту работу можно про­водить и непосредственно во время приёма пищи. Но мы твёрдо убежде­ны: знакомство с правилами должно происходить на занятии. Во время приёма пищи физиологические потребности ребёнка преобладают над всеми остальными, и ему совершенно не хочется слушать и запоминать пра­вила. Поэтому первостепенную роль мы отводим специально организован­ным занятиям.

Чтобы создать атмосферу общей культуры и красоты, разработали план занятий семинара с сотрудниками по обучению правилам столового эти­кета.

2-й этап. Создание необходи­мой материально-технической базы и развивающей предметной среды: аудио- и видеоаппаратура; наборы красивой современной посуды и сто­ловых принадлежностей: белоснеж­ные скатерти, салфетки, вазочки для цветов, подставки для бумажных сал­феток.

3-й этап. Закрепление знаний (сюжетно-ролевые и дидактические игры, создание специальных ситуа­ций, другие виды занятий (по изо­бразительной деятельности, познава­тельные, музыкальные), праздники и развлечения («День рождения», «День смеха» и др.), традиции группы: «Слад­кий стол», «Чаепитие с родителями», игры на развитие мелкой моторики и координации движений.

4-й этап. Самостоятельное вы­полнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоя­тельствами (организация работы в центрах этикета).

Таким образом, система нашей ра­боты по формированию норм культурного поведения ребёнка за столом построена на соблюдении следующих принципов:

• Основные правила столового этикета адаптированы к дошкольно­му возрасту, оформлена методическая разработка по теме «Этикет — наш друг и помощник».

• Обучение строится с учётом воз­раста детей, начинается с трёхлетнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе.

• В целях закрепления полученных знаний и умений используются специ­альные уголки этикета.

• Широкая просветительская рабо­та среди родителей.

• Компетентность всех сотрудников по вопросам столового этикета.

Мода постоянно меняется, поэ­тому несмотря на все её капризы, усвойте золотое правило и следуйте ему всегда: «Избегайте излишеств! Всё хорошо в меру». Такова одна из запо­ведей современного этикета, пришед­шая к нам из глубины веков. Этого же правила придерживаемся и мы в своей работе.

ЭТИКЕТ. К ТЕОРИИ ВОПРОСА

Этикет — важная часть общечелове­ческой культуры, нравственности, мо­рали. Научить ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности; относиться к другим так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему — простое ли это правило? В по­вседневной практике человеческие отношения далеки от идеала. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребён­ка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомы­ми людьми.

У каждой эпохи свой стиль, у каждо­го общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемле­мая часть культуры — этикет, склады­вающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Вос­питание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребён­ку, радуется ему — это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру.

Культуру еды часто относят к ги­гиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пишу.

Для воспитания этикетного поведе­ния необходимы следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя за­быть никого из воспитанников, для чего используются обращение по име­нам, похвала, призы и прочие спосо­бы, увлекающие детей.

2. Пример взрослых, прежде всего, воспитателя. Ребёнок наблюдает и оце­нивает взрослых. Действия воспитателя должны быть направлены на достиже­ние главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелатель­ной, дружеской обстановке.

3. Связь с семьёй — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемствен­ность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный, образованный человек.

Большую роль в обучении и воспи­тании поведенческой культуры играет родной язык Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребёнка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе дея­тельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогиче­ское руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельно­сти, учитывают возрастные и индивиду­альные особенности детей.

Принципы обучения: научное энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучен индивидуализация развития воспитанников.

  • Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих г вил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры ведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение. Детям даётся определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками, следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки резать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребёнком: ходимости и разумности такого использования столовых приборов.

3. Воспитывающие ситуации. Даются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом, или одной вилкой.

4. Поощрение. Проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка. Направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания. Является своеобразным наглядным пособием и необходим ребёнку. Им могутбыть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение. Необходим разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа. Помогает выяснить уровень знания детьми норм и поведения. Её разумнее проводить небольшой группой в 5—8 человек, где каждый ребёнок может высказать своё мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек воспитателю правильно её построить.

 

 

Журнал «Пралеска», № 2, 2009

свернуть

Организация питания

развернуть

Одним из важных факторов здоровья ребёнка, определяющий его рост и развитие является организация рационального питания. Поэтому вопросу о правильном питании в нашем учреждении мы уделяем особое внимание.

Для воспитанников нашего учреждения организовано трехразовое питание (завтрак, обед, полдник) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

Питание различается в зависимости от сезона и подразделяется на периоды зимы-весны и лета-осени с ассортиментом блюд примерного 10 – дневного меню, разработанного технологом управления образования, спорта и туризма администрации Центрального района.

За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день. Так, для детей до трех суточная потребность калорийности составляет 1540 ккал, а детей старшего дошкольного возраста – 1900 ккал. Распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи составляет: на завтрак 20–25 % калорийности от общей калорийности суточного рациона, обед – 30–35 %, полдник – 10–15 %, ужин – 20–25 %, домашний ужин – 15 %.

При составлении меню используется разработанная картотека блюд, где указана технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов.

В нашем учреждении проводиться круглогодичная и ежедневная С-витаминизация третьих блюд (напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

В рационе детей ежедневно включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Для приготовления вторых блюд кроме говядины используются также субпродукты (печень). Каждый день в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде.

Если ваш ребенок находится на лечебном (диетическом) питании, то в нашем учреждении специально для него будет организовано диетическое питание на основании медицинской справки. В данной справке врач-педиатр должен указать, какие виды продуктов следует исключить из рациона питания ребенка и какими продуктами следует заменить.

Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд.

Организация питания детей нашего детского сада находится на постоянном контроле у администрации школы.

свернуть

Ребенка  можно считать подготовленным к жизни, если родители научат его следующим вещам!

развернуть

1. Любить себя.

Любовь к себе — наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Любовь к себе формируется у ребенка при положительном к нему отношении, когда он чувствует, что он кому-то нужен, что его любят и принимают, когда ему сочувствуют и сопереживают, когда он абсолютно уверен в своих способностях к той или иной деятельности и все это придает ему чувство собственной значимости.

2. Интерпретировать поведение.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Ребенка надо учить объяснять собственное поведение.

 

3. Общаться с помощью слов.

Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности.

4. Понимать различия между мыслями и действиями.

Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать еще как-нибудь. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Поэтому рекомендуется помогать ребенку проявлять свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: “Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!”.

5. Интересоваться и задавать вопросы.

Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться этим и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим. Детей надо учить самих предполагать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.

Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: “Ты еще маленький”, “Не твоего это ума дело”, “Вырастешь — поймешь”. Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать глобальное, системное мышление ребенка.

7. Не бояться неудач.

Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

8. Доверять взрослым.

Ребенку необходимо доверять взрослым. Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

9. Думать самому.

Чувство собственной уникальности и способности к выбору — жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка к тому, чтобы он высказывал свое суждение не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого.

Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

свернуть